Вилочный погрузчик: определение, классификация, информация.
Вилочный погрузчик (англ. forklift, forklift loader, forklift track) – вид моторизированной техники, предназначенной для погрузки-разгрузки штабелированных, упакованных грузов, а так же их перемещения.
Ещё в конце девятнадцатого века, а точнее в 1906 году компания Pennsylvania Railroad стала использовать на станциях тележки с электрическим приводом для перевозки багажа. Электротележка стала прототипом техники для перемещения грузов. Более современный вилочный погрузчик появился в 20-х годах 20-го века. Сразу несколько компаний и в Америке и в Европе стали разрабатывать погрузочную технику. Отчасти необходимость в технике такого вида диктовалась отсутствием рабочей силы для погрузок во времена Первой Мировой войны. Первыми на рынке СССР появились погрузчики болгарской компании «Balkancar» в 50-х годах 20-го столетия. Однако совсем скоро на советский рынок пришли японские производители, такие как Komatsu, ТСМ, Nissan, Toyota. Японские вилочные погрузчики обладали очень высокой надёжностью и конкурентной ценой.
На данный момент существует просто огромное количество моделей разных погрузчиков и их модификаций. Однако даже сейчас не существует общепринятой единой классификации погрузчиков. Классификация ITA (Industrial Truck Association) сейчас наиболее полной и систематизированной. Согласно этой спецификации погрузчики делятся на следующие классы:
- Класс I – вилочные погрузчики с электрическим приводом (электропогрузчики)
- Класс II – Техника для работы в ограниченном пространстве (ричтраки, боковые погрузчики и т.п.)
- Класс III – Штабелеры и тележки
- Класс IV – Погрузчики с двигателем внутреннего сгорания с цельнолитыми шинами (дизельные погрузчики, бензиновые погрузчики)
- Класс V – Погрузчики с двигателем внутреннего сгорания с пневматическими шинами
- Класс VI – Транспортеры
- Класс VII – погрузчики для работы в сложных условиях местности (пересечённая местность, отсутствие дорог)
Данная классификация не является полной и не отображает все ньюансы погрузчиков. Именно поэтому некоторые производители погрузчиков не применяют её в описании своих продуктов.
Функциональность вилочного погрузчика может быть сильно расширена при помощи навесного оборудования, которого существует много разновидностей и модификаций.
К наиболее используемому навесному оборудованию можно отнести следующее:
- Устройство бокового смещения вил (сайдшифтер, англ. Sideshifter)
- Вращающийся вилочный захват (ротатор, англ. Rotator)
- Позиционер (англ. Fork Positioner)
- Захват для бочек и рулонов (так же существует поворотный)
- Сталкиватель
Так же используются менее популярное оборудование: захваты для шин, приспособления для загрузки печей, для уборки снега, для транспортировки белой техники.
Описанное навесное оборудование может выполнятся в различных модификациях и комбинироваться между собой.